
В Советском Союзе конца 1970-х годов молодых людей упорно гнали в деревню. Именно тогда сняли множество фильмов, популяризирующих «возвращение к истокам». Помните, именно за это пьет друг Сереги Ватагина Костя Нечаев? «Молодая жена», «Любовь и голуби», «Не могу сказать прощай», «Мачеха». И даже в «Белых Росах» авторы явно сочувствуют Федосу Ходасу, которого насильно вырывают из деревенской жизни, разлучают с любимой коровкой и отправляют в каменный мешок в виде однокомнатной квартиры.
Здесь и далее кадры из фильма «Не могу сказать прощай»
Однако жить в деревне непросто. Тем более, в российском нечерноземье. Ну то есть если вы богатый человек и обитаете в коттеджном поселке, то нормально. А в настоящей деревне? Особенно зимой. Печку протопи, снег убери, животных накорми. Холодный туалет на улице и практически постоянная темень — очень короткий световой день. У меня есть канал «Самый главный путешественник» (кстати говоря, не понимаю, почему вы еще до сих пор на него не подписались). Я иногда призываю там «срочно восстановить» какую-нибудь деревеньку в пределах Москвы, но конечно же со всеми удоствами. Никаких подобных удобств в 1982 году не было и в помине.
Марта — традиционная жертва читателей Дзен. Такая, сякая, бросила мужа, и так далее и тому подобное. Однако, давайте взглянем на ситуацию ее глазами. Марта женщина явно городская. Поехала с Ватагиным в деревню с единственной целью — заработать денег и побыстрее свалить оттуда. Жена Сирожи вовсе не собиралась до старости чистить снег, кормить кур и доить коров. Переезд в избушку для нее серьезный шаг вниз с точки зрения качества жизни. Тем не менее, Марта пошла на эти лишения и страдания не только чтобы подзаработать, но и ради любимого. Далеко не каждая женщина согласится на такое! И вот теперь к вопросу о подержанных сапогах для матери Сергея. Конечно, поступок некрасивый. Однако с точки зрения Марты вполне естественный. Она очень серьезно «прогнулась», отправившись в деревенский домик ради денег, а Сергей готов и сапоги купить, и сто рублей до зарплаты отдать.
И здесь авторы «Не могу сказать прощай», на мой взгляд, совершили промашку. В целом, это практически идеальное кино с точки зрения сюжетной фабулы, актерской игры, диалогов, но кое-какие шероховатости все-таки присутствуют. В частности, нам стараются показать Марту как эгоистку и скрягу. Сначала идет неприятный эпизод с сапогами для матери, которые планируется «купить в комиссионке». Но сразу же после этого — сцена с Костей, который просил одолжить 100 рублей.
Но если поведение Марты в ситуации с соткой для Костяна абсолютно логично и последовательно, то с сапогами несколько совсем другая история. Во-первых, мать не Костя. Во-вторых, Сергей с Мартой живут в ее доме. С одной стороны, вроде бы, очень некрасиво. С другой стороны, Сережа и Марта пошли серьезное понижение уровня жизни, чтобы заработать денег, а мама к тому же и сама получает пенсию. Иными словами, такой поступок очень логично встраивается в ряд других и формирует цельный образ Марты. Пусть он нас с вами и возмущает.
Марта встретила смазливого фанфарона, разглядела в нем перспективу и выскочила замуж. Рассчитывала рано или поздно переехать с Серегой в отдельную квартиру, купить автомобиль и завести потомство. Для этого отправилась в плохо отапливаемую избушку, экономила на сапогах и гнала Ватагина работать в лес в туман. Здесь Сережа сам виноват — нужно было жестко отказать. И в результате вместо блестящего будущего в городской квартире Марте предлагалось оставшиеся 40 — 50 лет жизни обитать в разрушающейся избе, топить печь и ухаживать за безнадежным инвалидом. Многие бы остались с мужем в подобной ситуации? Конечно. Но точно не Марта. Ватагин сам выбрал себе жену. Значит, нужно было узнать ее поближе, повстречаться, год, два, пять лет. Захотелось поскорее? Ну вот чего хотел, то и получил. Экономию на сапогах и в конце — бегство.
Так можем ли мы считать эпизод с сапогами из комиссионки безобразным поступком Марты? Или просто она была изначально таким человеком, и здесь нет смысла судить ее строго — Марта такая, как есть, а мать-то все-таки ватагинская, и это целиком и полностью вина Сирожи, что он притащил подобную женщину к себе в «родовое имение»?