
«Доживем до понедельника» — первый фильм, который вызвал в конце шестидесятых годов столь жаркие споры о советской школе, до этого никто из режиссеров не снимал ТАКИХ фильмов о школе. О школе, в которой оказывается и учителя конфликтуют, и влюбляются и у них еще ( оказывается!) есть домашние проблемы.
Фильм снимали в обычной московской школе ( район Медведково) и сняли в рекордные сроки. За три с половиной месяца. Режиссер картины — Станислав Ростоцкий боялся, что картину могут закрыть.
Интересно, но Вячеславу Тихонову сначала эта роль показалась вовсе не интересной, и он хотел от не отказаться. Даже после того, как внимательно прочитал сценарий. Но Ростоцкий уговорил актера все же сняться.
Он применил хитрый и безотказный прием: «Если ты мне друг — ты должен играть».
Тихонову ничего не оставалось, как согласиться. Но тут против кандидатуры Тихонова вдруг воспротивился сценарист картины — Георгий Полонский. Егор аргументы — Тихонов очень красив и молод для героя, который описан в сценарии. Полонский очень хотел, чтобы главную роль в картине сыграл Зиновий Гердт, но Ростоцкий настоял на кандидатуре Вячеслава Васильевича.
Забавные моменты со съемок картины
Костя Батищев, которого сыграл Игорь Старыгин, по сценарию должен быть таким модным мальчиком. Но возникал проблема — достать джинсы подходящего размера. В гримерках киностудий джинсы в то время не лежали. Тогда где — то на складе нашли кусок джинсовой ткани и сшили Старыгину самопальные штаны с какими- то сомнительными заклепками, а настоящую американскую куртку Старыгину отдал режиссер со своего плеча, чтобы тот в кадре был пусть и не стилягой, но пижоном.
Юная красавица Ольга Остроумова на съемках так сильно волновалась, что когда снимали сцену с пощечиной, она так (!) влепила Валерию Зубареву (Генке Шестопалову) по лицу , что у того потом несколько часов болела щека. Пересняли этот дубль еще раз. Но первый раз вышло намного убедительней. Так что в фильме оставили первый вариант.
Вот как о съемках фильма вспоминала актриса Ирина Печерникова:
«Вообще съемки в «Доживем до понедельника» работой никак не назовешь. Было ощущение семьи, в которой все хотят, чтобы было хорошо, И когда сейчас меня спрашивают, как я работала над ролью, я не знаю, что ответить. Я же не могу сказать, что не работала, а только радовалась.
В картине снимались в основном реальные школьники, кроме Оли Остроумовой, Игоря Старыгина и Сыромятникова, то есть Юры Чернова, который учился в цирковом училище.
Когда был перерыв, нас с Вячеславом Васильевичем отправляли в актерскую комнату отдыхать. А во время уличных проходов мы грелись в машине. Но между дублями я, конечно, с классом общалась.
Только один эпизод переозвучили. Сначала было: «Все напишут, что счастье в труде», — говорил Тихонов про сочинение. Ростоцкому заявили, что с этой фразой фильм просто сотрут. Ну, стало так: «Все напишут, как полагается».
На первом закрытом показе фильма в Доме кино, во время просмотра картины, в зале стояла «гробовая» тишина, но как только закончились титры на экране, в зале раздались оглушительные овации.
Но чиновники выдали прокатное удостоверение на фильм не сразу. Они заставляли Станислава Ростоцкого вырезать и переснять многие сцены, но он ни в какую не согласился. Картина пролежала «на полке» полгода, а потом она просто чудом завоевала приз на Международном кинофестивале, и только после этого советским зрителям решили показать ее.
Источник : Экран