Однажды Миронов пришёл к ней и попросил его покрестить, только дома, чтобы, как он сказал, цирк не устраивать.

Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось…

Тяжёлая судьба

В первой части жизни Екатерины Градовой были театр, съёмки в кино, всесоюзная известность, слава, успех, награды и звания, любовь одного из самых популярных актёров театра и кино Андрея Миронова. Популярность и узнаваемость пришли, когда ей было 27 и всего две кинороли за плечами, но в одной из них Екатерина Градова сыграла русскую радистку Катю Козлову – Кэтрин Кин в фильме Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны». Красивая, обаятельная, с огромными глазами, по-детски наивная и беззащитная, но готовая к испытаниям и очень сильная – какой же ещё могла быть советская разведчица в Берлине за пару месяцев до нашей победы? В другой части жизни она перестала играть в кино, покинула театр, в котором за семь лет сыграла в двух десятках постановок, совсем отказывалась от общения с прессой, стала много своего внимания уделять церкви и вере. По стране гуляли слухи, что Градова стала монахиней, и живёт, чуть ли не в скиту.

Детство

Катя родилась 6 октября 1946 года в Москве. Отец, Георгий Александрович Сутягин, в 1941 году взявший фамилию Градов, по образованию был архитектором, всю войну провёл на фронте в инженерных войсках, получил четыре ордена и несколько медалей, после Победы стал доктором наук, профессором, членкором Академии строительства и архитектуры СССР. Мама, Раиса Ивановна, была женщиной красивой и эффектной, служила актрисой в театре им. Гоголя. Она прожила долгую жизнь, после того Катиного замужества много времени проводила с дочерью и её семьёй, позже приняла монашество, получив имя Даниила. Когда Катя родилась, отцу было 35, а маме – 23 года.

Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось...-2

Школа-студия МХАТ

Родители не очень хотели, чтобы Катя пошла по стопам матери – актёрского таланта поначалу они у дочери не разглядели, а вот способности к языкам у девушки были немалые, и она поступила в Московский институт иностранных языков. Генетику, однако, несмотря на все гонения, никто не отменял, и недолго проучившись на переводчика, Екатерина это дело бросила, и поступила в Школу-студию МХАТ на актёрское отделение.

В 1966-м режиссёр Борис Яшин позвал 20-летнюю второкурсницу Катю Градову в картину «Осенние свадьбы». В своём дебютном фильме Градова сыграла подругу главной героини Марину.

В 1969-м, когда Градова пришла на 4-м курс, её заметила известный режиссёр Мария Кнебель, и пригласила в академический театр им. Маяковского на главную роль Александры Негиной в свою постановку «Таланты и поклонники». К подбору исполнителей в своём театре худрук Андрей Гончаров, славившийся своим крутым характером, относился трепетно, абы кого не пропускал, но с выбором Кнебель согласился, и все трое не прогадали: спектакль получился громким, на Градову обратили внимание зрители, критики её хвалили и предсказывали большое будущее. В 1972 году Центральное телевидение сделало по «Талантам и поклонником» фильм-спектакль, который имел успех уже у многомиллионной аудитории.

Андрей Миронов

В 1970-м после тетра им. Маяковского 24-летняя Екатерина перешла в труппу академического театра сатиры, где и познакомилась с невероятным Андреем Мироновым, который был старше неё на пять лет. Несмотря на то, что Андрей был чертовски привлекателен, и все женщины млели от одного его взгляда, в Градову он влюбился, как мальчишка. На второй день знакомства Миронов оборвал на Пахре во дворе дачного дома родителей, известных всей стране артистов Марии Мироновой и Александра Менакера все кусты сирени, сам, хотя никогда этого не делал, собрал всю клубнику, чисто побрился, облил себя одеколоном, примчался на студию им. Горького, где Градова пробовалась на какой-то фильм, попросил администратора вызвать её, и, чтобы избежать лишних вопросов, сказал, что он её жених – какие тут могут быть игрушки! Обаяние Миронова было столь велико, а напор так силён, что они могли словить любую женщину. Вот и Екатерина не устояла, в ноябре 1971 года они официально стали мужем и женой.

Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось...-3

«17 мгновений весны»

В 1972 году на киностудии им. Горького Станислав Ростоцкий набирал молодых актрис для съёмок в военной драме «А зори здесь тихие…» по одноимённой повести Бориса Васильева. Градову пригласили на пробы на одну из главных женских ролей – девушки из той «пятёрки», которая ушла на поиски и уничтожение немецких диверсантов, и не вернулась. Пробы затянулись, и в один из перерывов ассистент режиссёра картины, пробы на которую шли в соседнем павильоне, увидела нервничающую Градову, и предложила ей попробоваться на роль радистки Кэт в шпионском детективе «17 мгновений весны». Когда режиссёр фильма Татьяна Лиознова увидела претендентку, она всплеснула руками, и заявила, что Градову она утверждает без проб – Лиозновой нужна была симпатичная женственная героиня.

Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось...-4

В сцене, где Кэт, стоя в колодце с двумя младенцами в руках, поднимает головой крышку люка, эту крышку сначала сделали бутафорской и лёгкой. Кэт сбрасывала эту картонку неправдоподобно легко, как пушинку, и было ясно, что зритель не поверит, а может быть, и смеяться будет. Тогда и положили настоящий тяжеленный люк, который не всякий мужчина руками сдвинет. После того, как сняли несколько дублей, шейные позвонки актрисы сместились на всю жизнь.

Все тяготы съёмок Екатерина переносила самоотверженно, и была столь искренна в своём перевоплощении, что моментально полюбилась зрителям. Но Миронов видел её совсем в другом амплуа – хранительницы домашнего очага и матери его детей. Он жутко ревновал Градову и к коллегам, и к успеху, и к многочисленным поклонникам, которые после «17-ти мгновений» ходили за ней табунами, обрывали телефон и присылали мешки писем. Несмотря на это супруги никогда не ругались – с обаяшкой Мироновым это было просто невозможно, и Екатерина всё ему прощала.

Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось...-6

В 1973-м, когда на экраны вышли «17 мгновений», в семье Миронова и Градовой родилась дочь, которую назвали Марией в честь мамы Андрея. УЗИ в то время не было, и пол ребёнка родители узнавали по факту появления его на свет. Андрей до последнего надеялся, что это будет сын, но когда ему сказали, что родилась дочь, был счастлив безмерно, и поставил на уши весь роддом – стоял под окнами палаты, и громко пел «Доченьки, доченьки мои» Вертинского.

Развод с Мироновым

Андрей очень любил жену, обожал Машу, и хотел ещё дочку Катю и сына Андрея. Он настойчиво уговаривал, даже умолял Градову оставить сцену, что достаточно семье и одного актёра, и он достаточно зарабатывает, чтобы безбедно жить. Но Екатерина профессию любила, в театре у неё было много ролей, и бросать его она категорически отказалась. Это и стало первой каплей. К окончательному краху брака привели увлечения мужа, который почти не скрывал своих интрижек на стороне. Градова, человек достаточно бескомпромиссный, настояла на разводе, хотя Андрей был против – он воспитывался в еврейской семье, а там разводы не приветствуются. Уже после расставания Миронов как-то обмолвился, что не хочет, чтобы его место занял кто-то другой.

Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось...-7

В 1976-м, когда документы на развод лежали в ЗАГСе, Градова снималась в Ереване у Фрунзе Давлатяна в своём третьем фильме. Это была двухсерийная революционная картина «Рождение» о победе Советской Власти в Закавказье и становлении Советской Армении.

На съёмках картины «Место встречи изменить нельзя», где Градова сыграла подельницу Пети Ручечника Светлану Волокушину, ей оказывал знаки внимания сам Владимир Высоцкий, уже глубоко женатый на Марине Влади. Но дальше взглядов дело не пошло – сердце Екатерины по-прежнему было занято только Мироновым. Простить она его не могла, но любить не перестала. Спустя годы Градова пожалела, что подала на развод – до неё доходили слухи, что Андрей по-прежнему её любит, а, значит, и повторная свадьба – так назывался фильм, в котором в 1978 году сыграл Миронов, вовсе не исключалась.

Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось...-8

После развода Градова ещё 11 лет играла с Мироновым в одном театре до самой его смерти. В кино она сниматься отказывалась – после двух знаковых ролей не хотела снижать планку, зато в театре выходила на сцену в популярных постановках: «Пеппи Длинныйчулок», «Клоп», «Пена» и других. В 1973 году, когда Градова и Миронов были семьёй, он вместе с Александром Ширвиндтом под руководством Валентина Плучека поставил «Маленькие трагедии большого дома» по сценарию Аркадия Арканова и Григория Горина. Спектакль имел большой успех. Миронов в этом спектакле тоже играл, но с Екатериной они были заняты в разных новеллах. Летом 1981 года в Москве я совершенно случайно попал на спектакль «Чудак» по пьесе большого друга Советского Союза турецкого коммуниста Назыма Хикмета. Екатерина Градова играла там главную женскую роль, а главную мужскую – Александр Ширвиндт.

С Мироновым Екатерина общалась – он часто приходил к ним в дом, чтобы увидеться с дочкой, и Градова этим свиданиям не препятствовала. Правда, отношения с бывшей женой были, скорее, рабочие, ведь через год после развода Миронов женился на Ларисе Голубкиной – его не смутила, что она была актрисой, как и Градова, которую он хотел сделать домохозяйкой.

В 1982-м Градову наградили орденом Дружбы народов, а через год присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР.

Уход Миронова

Градова стала ходить в храм, молилась за себя и близких, просила и за Миронова. Однажды он сам пришёл к ней и попросил его покрестить, только дома, чтобы, как он сказал, цирк не устраивать. Они стали готовиться к обряду, но не успели. Летом 1987-го театр поехал в Ригу на гастроли, и 14 августа во время спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро» Миронов прямо на сцене потерял сознание. Его пытались привести в чувство, потеряли время, а когда вызвали «скорую» было уже поздно. Маша была в Риге вместе с мамой, но Екатерины на спектакле не было, а Маша видела всё. На похоронах Миронова Екатерина сама едва не упала в обморок.

Новая жизнь

Смерть Андрея и стала тем рубежом, который поделил жизнь Градовой надвое. Екатерине было 40 лет, когда, как известно, жизнь только начинается, но это было не про неё – ей казалось, что она умерла вместе с Андреем. Играть на сцене она больше не могла – глаза помимо её воли сами искали то место, где совсем недавно стоял гроб, в котором лежал Андрей. Градова потеряла интерес к жизни, от потрясений серьёзно заболела. Доктора не могли поставить диагноз и только разводили руками от бессилия, входившие в моду экстрасенсы мычали что-то невразумительное. Екатерина угасала, за короткое время потеряла 40 килограмм, с трудом ходила, обмороки стали практически ежедневны, как и приезды «скорой». На глазах у дочери Екатерина фактически умирала несколько лет. Как-то в больничную палату зашёл священник, и долго беседовал с Екатериной о вере. Когда он ушёл, Екатерине стало легче, а вскоре она, неожиданно для всех, стала выздоравливать. Тогда она и решила, что в профессии, скорее всего, не останется. Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось.

Градова искала уединения, городские шум и суета ей мешали. Она купила землю в деревне Горки, но не на гламурной фешенебельной Рублёвке, где строил роскошные особняки весь бомонд, а в 200-х километрах от Москвы, неподалёку от Судогды во Владимирской области. Ещё до закладки фундамента дома Градова посадила на участке яблони, обустроила сад, который очень любила. Впервые в жизни использовав свою известность и популярность, она добилась, чтобы в деревню провели газ – не только в свой дом, но и всем жителям, по большей части, людям пожилым. Когда у соседей сгорел дом, она купила им новый.

В нескольких километрах от Горок находится Свято-Екатерининский храм. Первый раз Градова приехала туда, когда его только начали восстанавливать, и приняла самое активное участие в его возрождении, решала организационные и хозяйственные вопросы, ходила по инстанциям, обзванивала бизнесменов, выпрашивая деньги и стройматериалы.

Брак с физиком

Градова много путешествовала по святым местам. В 1991 году в Оптиной пустыни она познакомилась с физиком Игорем Тимофеевым, и вскоре вышла за него замуж. Ему было 36, ей – 45 лет. Хотя профессии у супругов были разные, они моментально быстро стали понимать друг друга, быстро нашли общие интересы и увлечения. Они часто вместе совершали паломничества, сблизились духовно. Тимофеев никогда не ревновал жену к прошлому – ни к Миронову, ни к былым успехам.

В 1992-м Градова поступила в только что созданный Православный Свято-Тихоновский богословский институт, после окончания которого некоторое время преподавала в гимназии православную культуру, вела детский киноклуб.

Вторично обретя семью, Градова задумывалась о своих детях, но снова стать матерью так и не решилась. Они Игорем усыновили из детдома сироту Алёшу Суховеркова. Маленький мальчик был большим сорвиголовой, любил пошалить, запросто переворачивал всё в доме. Компанию ему часто составлял внук Градовой Андрюша, с которым они вместе росли. Градова уделяла приёмному сыну много времени, и у неё получилось сделать из него приличного человека. После армии он увлёкся музыкой, пошёл работать режиссёром на радио, но после сокращения штатов приёмная мама, видя, что Алексей любит и умеет готовить, посоветовала ему стать поваром. Для внука Андрея Градова тоже подобрала профессию – она категорически не хотела, чтобы он стал актёром, боялась, что его всегда будут сравнивать со звёздным дедом. Градова настояла, чтобы после школы Андрей поступил в Московский государственный институт управления. Проучившись год, Андрей понял, что он, всё-таки, внук и сын актёров, поступил в театральное училище им. Щепкина, окончив которое стал играть в вахтанговском театре. Когда бабушка увидела Андрея на сцене, она честно призналась, заблуждалась на предмет актёрского дарования внука, и была не права, отговаривая его от актёрства.

Она перестала понимать своих подруг, они перестали понимать её, ей претили их сочувственные взгляды, раздражали советы, как жить дальше, и общение постепенно прекратилось...-9

Последние годы Екатерина чувствовала себя неважно – давали о себе знать сахарный диабет и больные сосуды. Ей стало трудно ходить, она всё реже выбиралась из дома, и почти перестала ездить в любимые Горки. 21 февраля 2021 года её состояние резко ухудшилось, она перестала узнавать родных. Её отвезли в больницу, а на следующее утро она скончалась – обширный инсульт. Похоронили Екатерину Градову на Троекуровском кладбище.

Источник

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *