Наверное, если в природе существуют «писатели дневников», то должны появиться и их читатели. Почему же дневник именно «её»? Может, потому, что женские дневники – это особого рода литература. Они сильно отличаются от дневников, написанных мужчинами, женский дневник – это всегда куда более индивидуальный «случай».
В рубрике будут представлены дневники вне соблюдения строгой хронологии – и женщин из прошлых веков, и современных сетевых писательниц, и представительниц модного жанра «автофикшн». Главное, чтобы авторами текстов были незаурядные личности.
А перед нами – личность действительно незаурядная, ведь это замечательная артистка театра и кино, известная миллионам советских и российских зрителей.
О своей непростой жизни, родителях, интересных людях эпохи, с которыми ей посчастливилось быть знакомой с детских лет, Ольга Аросева рассказала в дневниках и воспоминаниях. На их страницах соседствует смешное и серьезное, веселое и грустное.
Само появление на свет Оли Аросевой было триумфальным. 22 декабря 1925 года, солнечным морозным днем сквозь поток людей стремительно двигался человек в расстегнутой шубе без шапки. Он прокричал случайно встреченной знакомой: – У меня родилась дочка! Вся кругленькая! Глазки кругленькие! Ножки кругленькие! Голова кругленькая!
Счастливый отец записал новорожденную именем Варвара. А жена через три дня переписала имя – Ольга. Так что крошечная Оля Аросева три дня играла роль Варвары.
У Ольги было две старшие сестры – Наталья и Елена.
А родители у девочек – необыкновенные.
Дети известного большевика, писателя и дипломата Александра Аросева росли за границей.
1932 год. Прага. Первый школьный день. Стильные девчонки
Еще со времён пражского детства выяснилось, что Ольга Аросева – прирожденная актриса. Как-то раз, посмотрев «Трёхгрошовую оперу», она нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным буржуа трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не дает. Дело чуть не окончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние.
Но кое-что в этой истории было правдой. Мама полюбила другого мужчину и ушла из семьи, отец дочерей ей не отдал. А через некоторое время у девочек появилась мачеха, которую они страшно невзлюбили. Впрочем, как и она их.
В 1933 году семья вернулась в Москву.
«Сохранились мои первые стихи об этом времени. Вот они:
Я маленький пупырыш,
Куда везут опять?
Я маленькая девочка,
Хочу, хочу я спать».
Впрочем, было не до сна. Столько новых впечатлений! Знаменитый дом на Набережной, в котором поселилась семья Аросевых, новая гимназия. А еще – состоялся «дебют» Оли в школьном театре. Она сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка:
«Я была очень худенькая, но лицо круглое, поэтому роль японца поручили мне».
А вскоре произошло значимое событие, о котором даже написали в газете.
«Сталина я увидела в июне 35-го на авиационном празднике в Тушине, куда папа водил меня с сестрой. Вождь заметил нас в толпе и пригласил в первый ряд – вместе наблюдать за парадом. Много шутил, подарил мне букет цветов. Выяснилось, что и день рождения у него тоже 21 декабря, как и у меня».
А в 1937 году отца арестовали, объявив врагом народа. Двенадцатилетняя Оля не могла с этим смириться, написала Сталину письмо, наивно и смело напомнив ему об их встрече. И даже получила ответ о том, что дело будет пересмотрено. Она не знала, что к тому времени Александр Аросев уже был расстрелян. Уцелели только его дневники.
«Я взяла в руки отцовские тетради через тридцать лет после его гибели».
После ареста мужа Ольга Гоппен (в буквальном смысле слова) встала на колени перед высокопоставленными чекистами и вымолила, чтобы ее дочери, рисковавшие теперь оказаться в детском доме, остались с ней.
Уже в зрелом возрасте, Ольга Аросева пишет, что очень долгое время надеялась, что ее папа вернется, ей казалось, что она видит его в толпе прохожих. Дневники Александра Аросева (потрясающие) вошли в ее книгу «Прожившая дважды».
Окончив школу, будущая актриса поступила в цирковое училище. И это в годы войны! Она научилась жонглировать и даже ходить по проволоке. А потом поступила в Московское городское театральное училище.
«У нас замечательные педагоги. В ледяном зале у балетного станка мы делаем упражнения, не снимая пальто и шапок. М.С. кричит: Спину, спину держите! Что у вас за руки? (Это в шубах-то!). Не руки, а канделябры!»
Училище она так и не закончила. Но Ольгу приняли в театральную труппу находившегося на гастролях в Москве Ленинградского театра комедии. Здесь вновь проявился ее авантюрный характер – поступила в театр, воспользовавшись дипломом своей сестры Елены.
Вообще, в жизни Ольги Аросевой было два театра: Ленинградский театр комедии – около 4 лет и Московский театр сатиры – 63 года!
Актриса сыграла на сцене Театра Сатиры десятки ролей:
«Я все свои роли любила, независимо от того, кто был автор и режиссер».
«Что касается личной жизни, то могу только сказать, что были у меня и официальные браки, и гражданские. Были драматурги, артисты, музыканты, художники и люди, не имеющие никакого отношения к искусству. Но все мои мужчины оказывались людьми слабыми, и по-настоящему я прожила всю свою жизнь в одиночестве».
Случилась в жизни Ольги Аросевой и история, выходящая за рамки обычной. В нее, двадцатилетнюю, влюбился знаменитый драматург Алексей Арбузов.
Как в такую не влюбиться!
Солидный сорокалетний мужчина превратился в отчаянного романтика.
И отчаявшегося. Ежедневно писал ей необыкновенные письма, на протяжении двух лет. Ольга на письма не отвечала, но сохранила их все. Ответила ему спустя много лет в своей книге:
«Прошло всего полвека, и наконец-то я решилась Вам ответить. Почему не сделала этого раньше? Вы обрушили на мой неподготовленный двадцатилетний разум такой шквал бурных чувств, в таком высокохудожественном изложении, что я понимала, каким убожеством будут выглядеть мои косноязычные признания…»
Ольга Аросева сыграла более 30 ролей в кино. Для роли Любы из знаменитого фильма «Берегись автомобиля» ей пришлось окончить курсы водителей троллейбуса.
«Я так боялась задавить своего «удивительно нежного партнера» – Кешу Смоктуновского, не успеть остановить троллейбус точно в трех метрах от него, бегущего прямо ко мне».
Юрий Деточкин – Иннокентий Смоктуновский
Но по-настоящему знаменитой Ольгу Аросеву сделало телевидение. Если верить фразе, что после сорока жизнь только начинается, то в ее случае так и произошло.
Речь о пани Монике из популярнейшего шоу «Кабачок 13 стульев».
Когда рядом с шикарной женщиной пан Профессор, дело в шляпе!
Когда-то Анатолий Папанов заявил автору «Ну, погоди!»: «Твой Волк перегрыз всю мою биографию!». На самом деле его Волк не был столь кровожаден.
«А вот моя пани Моника… В течение пятнадцати лет она затмевала собой меня – артистку Ольгу Аросеву. Пани Монике поклонники писали горы писем, о ее здоровье справлялся генсек Леонид Брежнев».
Режиссеров такой расклад не устраивал. Давая Ольге Аросевой роль в фильме «Старики-разбойники», Эльдар Рязанов предупредил: никакого кокетства, никакой «пани Моники» в кадре.
«Он сказал мне: Вы должны быть старой и некрасивой».
Инкассатор Анна Павловна: «Никаких подруг не будет. Грабьте меня!»
А напоследок такой курьезный случай из дневника Ольги Аросевой:
«Мы часто ездили на гастроли со Львом Дуровым. Однажды Лева не взял с собой в поездку домашнюю одежду, а ночью, чтобы выйти из купе, потихоньку воспользовался моим халатом и туфельками с помпонами.
Утром уже я сама надела халатик, туфельки с мехом и вышла из купе умываться. И услышала разговор двух проводниц.
– Слушай, как Аросева в свои годы хорошо выглядит.
Я возликовала и притормозила. И вдруг:
– Да ты ее просто ночью без парика не видела. Волос мало, нос большой, вот только ножки хорошие – стройненькие».
Про нее говорили: «Ольга Аросева всегда на каблучке и с лекарством от грусти».
«Не жалейте о том, что стареете – многим в этом было отказано,
потому как жизнь дается всем, а старость – избранным!»